Тема проекта: «Развитие ребенка как будущего читателя в период дошкольного детства»

Слоган проекта: с книгой я РАСТУ!

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Активное внедрение в жизнь ребёнка компьютерно-информационных технологий, резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замещение книжной культуры культурой визуальной подтолкнуло нас к более внимательному отношению к вопросам, связанным с формированием в ребёнке читателя. Ведь, не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательных областей «Социально-комуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, владения речью как средством общения и культуры. Достижения результатов по данным задачам, с нашей точки зрения, невозможно без работы над формированием будущего читателя в дошкольном детстве. Необходимость включения ребенка-дошкольника в читательскую деятельность обусловлено не только проблемами, связанными с развитием речи, коммуникативных навыков, но так же с развитием мотивации дошкольника к школьному обучению. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развивается тесно друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

В силу того, что дошкольный период стал полноценной ступенью непрерывного образования, предполагается, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок не только будет знаком с лучшими произведениями детской литературы, но и овладеет основными способами общения с книгой, будет обладать развитым воображением, реализующимся в разных видах деятельности, у него разовьется эмоциональная культура восприятия произведения. Иначе говоря, ознакомление ребенка дошкольного возраста с книгой может быть нацелено на то, что так необходимо будет в школе, - на развитие «способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями; то есть на литературное развитие ребенка. В этом случае начальная школа сможет опираться на реальные достижения ребенка в период дошкольного детства и развивать накопленный потенциал.

Чтобы успешно решать указанные проблемы становления ребенка-читателя, необходимо организовать окружающую предметно-пространственную среду. Ее грамотная организация – забота педагогов и родителей. Погружение детей в развивающую среду предполагает не только систематичное чтение детям, но и пример читающих взрослых, их заинтересованное отношение к книгам и художественной литературе.

Важной составляющей предметно-пространственной среды является домашняя библиотека ребенка, литературный центр или уголок книги в детском саду. В организации эффективной художественно-речевой среды немаловажную роль, на наш взгляд, играет взаимодействие со специалистами библиотеки, рекомендации и консультации которых оказываются как педагогам детского сада, так и родителям воспитанников.

Роль библиотеки важна не только для создания полноценной среды, способствующей развитию ребенка старшего дошкольного возраста, важность библиотеки состоит еще и в удовлетворении социальных и читательских запросов взрослых, занимающихся воспитанием старших дошкольников.

Родители дошкольников испытывают затруднения в организации общения ребенка с книгой, поскольку незнакомы с педагогическими приемами, широко применяемыми в руководстве чтением детей. Они нуждаются в знаниях, которые помогут подготовить ребенка к обучению в школе. Совместная работа педагогов детского сада и специалистов библиотеки является источником повышения уровня педагогической компетентности родителей. Целенаправленное и полное использование имеющихся фондов библиотеки в области детской литературы и других видов читательской продукции позволяет нам проводить совместную и индивидуальную работу с семьями воспитанников для достижения поставленных задач.