Методы и приемы развития связной речи будущих первоклассников

Методы и приемы развития связной речи будущих первоклассников

  Уже ни для кого не секрет, что современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. И чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо знать те «подводные камни», которые могут помешать успешной учебе будущего первоклассника.

Предлагаем сегодня поговорить о связной речи.

Связная речь является основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем.
Тем не менее, учителя начальной школы отмечают, что часто дети, понимая материал, не могут пересказать его, затрудняются подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, испытывают трудности при ответе у доски, стесняются своей речи, говорят тихо, невнятно, поспешно.

Для того, чтобы помочь ребенку избежать этих трудностей и неловких моментов, необходимо научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

Основной базой для формирования связной речи является богатый словарный запас. Необходимо обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить его в активный словарь. Необходимо уделить внимание и правильному проговариванию слов, словосочетаний и предложений. Для формирования богатого словарного запаса надо расширять кругозор ребенка, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи.

В детском саду дети обучаются связной речи в процессе непосредственно образовательной деятельности, на прогулках, в играх. Но без закрепления навыков связной речи дома, с родителями все успехи детей могут свестись к нулю.

 

Как же закрепить полученные умения?

На помощь придут лексические игры. Многие из этих игр не требуют специальной подготовки и играть в них можно по дороге домой или во время прогулки, купания, выполнения каких-нибудь домашних дел.

Например:

Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Грамматический строй речи является показателем и средством формирования связной речи. Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы этого избежать, необходимо научить детей пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи. 

Здесь на помощь придут игры:

При формировании навыков связной речи, полезно упражнять детей в ответах на разные вопросы (куда? зачем? когда? с кем? какой? почему?), а также  в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: "Спроси меня" (про погоду, спроси меня про папу).


Необходимо обращать внимание на использование детьми предлогов в речи (в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру "Где спрятался предмет?".

Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо предлагать ему много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы. Большую помощь окажут наблюдения за изменениями в природе, оценке природных явлений.

Для того чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разнообразных рассказов.

Полезны игры, развивающие описательную речь:

Также в формировании связной речи помогут пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Будет замечательно, если  включать в пересказ материалы на этические темы с оценкой событий, поведения детей.

При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.

Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий.

Материал подготовила учитель-логопед Кочергина Г.В.