Что должен уметь выпускник группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР)?

Что должен уметь выпускник группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР)?

1. Будущий школьник должен чисто произносить все звуки, согласно нормам русского языка; владеть навыком самоконтроля за своим звукопроизношением.

2. Ребенок должен свободно произносить трёх-, четырёх-, пяти-и шестисложные слова со сложной звуко-слоговой структурой (например, «динозавр», «градусник», «перекрёсток», «температура» и т. п.); а также справляться с предложениями, содержащими подобные слова (например, «Водопроводчик чинит водопровод», «Волосы подстригают в парикмахерской», «Регулировщик регулирует уличное движение»).

3. Ребёнок должен уметь подбирать слова на заданный звук (например, слова, начинающиеся на мягкий звук «Р’»: рябина, речной, рюкзак, ремень, резать и т. д. или слова, заканчивающиеся на твёрдый «К»: люк, мак, пиджак, гамак и т. д.).

-Уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, а также выделять их из слова. Уметь проводить полный звуковой анализ слов типа: трава, слива, маска, миска. Уметь определять количество слогов в словах, знать правило – «сколько гласных в слове, столько и слогов».

-Уметь анализировать предложения без предлогов, и  с простыми предлогами (по, из, в, на и т. п.). Определять, какое первое слово, второе и т. д. Знать правило написания предложений: «Первое слово пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка». Уметь составлять графические схемы предложений.

 4.Уметь «печатать» (т. е. писать печатными буквами) и читать слоги, слова, простые предложения. Уметь выкладывать буквы из палочек, бусин, лепить из пластилина, «рисовать» в воздухе. Уметь разгадывать  простые ребусы, решать детские кроссворды. Различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

 

  5. Активный словарь ребёнка должен быть наполнен существительными, глаголами, прилагательными, наречиями в рамках изученных в течение учебного года тем (например, «Фрукты», «Зимующие птицы» и т. п.). Будущий первоклассник должен легко находить слова для обозначения предметов, действий и признаков в нужном контексте. Должен знать и уметь пользоваться обобщающими понятиями (например, «мебель», «транспорт», «овощи», «дикие животные», «обувь» и т. п.) Уметь называть части различных живых существ, неживых предметов. Уметь подбирать антонимы, т. е. слова с противоположным значением (например, «высокий – низкий», «узкий – широкий», «холодный – горячий» и т. п.). Знать прилагательные, образованные от названий геометрических фигур (например, «овальный», «треугольный» и т. д.). Понимать переносное значение слов (например, «ласковый ветер», «кусачий мороз», «плачет дождик» и т. п.).

6.Уметь образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (например, «дерево – деревья», «карандаш — карандаши», «окно – окна» и т. п.). Уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (например, «кислая клюква», «ароматное яблоко» и т. п.). Уметь образовывать и практически употреблять глаголы в единственном и множественном числе (например, «сеет – сеют»). Уметь согласовывать числительные с существительными и прилагательными (например, «два жёлтых цыплёнка – пять жёлтых цыплят»). Уметь образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные (например, «лисий хвост», «щучья голова», «лошадиные копыта»). Уметь образовывать и использовать в речи относительные прилагательные (например, «ситцевое», «вишнёвый», «металлический»). Уметь использовать в речи простые и сложные предлоги. Уметь образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками (приехал, заехал, объехал, выехал, уехал, отъехал, подъехал, наехал, переехал и т. д.)

7.Уметь активно участвовать в диалоге со сверстниками и взрослыми, пользоваться полными фразами для высказываний – вопросов, ответов, реплик. Владеть навыком связной речи при составлении рассказов-описаний, загадок-описаний, рассказов по серии картинок, творческих рассказов, рассказов из личного опыта. Обладать навыком полного и краткого пересказа. Уметь использовать распространённые, сложносочинённые (например, «Наступила золотая осень, и перелётные птицы полетели в тёплые края») и сложноподчинённые предложения (например, «Листья на деревьях стали желтеть, краснеть и опадать, потому что наступила золотая осень»).


8. Знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; Название своего города, страны, президента. Знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей; Ориентироваться во времени (время суток, времена года, их последовательность, месяцы, дни недели) Иметь представления о природных и погодных явлениях; Знать цвета, геометрические фигуры, формы.

Материал подготовила учитель-логопед: Кочергина Г.В.